Рекомендации по медикаментозному сопровождению пациентов, получающих лечение амбулаторно (NICEguideline 2018)

Рекомендации предполагают, что весь процесс «поддержания  медикаментозного лечения»  согласован между сотрудниками системы здравоохранения, социальными службами и местными органами власти. Термин «поддержание  медикаментозного лечения» определяется как любое  обеспечение, мониторинг и контроль приема медикаментов пациентами. Объем помощи зависит от конкретных потребностей пациента. Рекомендации направлены на обеспечение безопасного и эффективного медикаментозного лечения  всех взрослых, нуждающихся в постороннем уходе и/или   получающих социальную помощь и проживающих самостоятельно (или с родственниками), но не в домах престарелых или домах сестринского  ухода.

Помощь людям, живущих в домах престарелых или домах сестринского  ухода, описана в других рекомендациях NICE см. ссылку

Прежде чем любая поддержка медикаментозного лечения будет предоставлена, необходимо обсудить, согласовать и зафиксировать все детали оказания такой помощи. Это делается для того, чтобы было ясно, кто несет ответственность и отвечает за принимаемые решения, и какие именно службы  будут предоставлять каждый фрагмент«поддержания  медикаментозного лечения».  Лица или организации, ответственные за выполнение каждой  рекомендации, должны быть указаны, за исключением случаев, когда это невозможно сделать.

В тех случаях, когда  ответственность за «поддержание  медикаментозного лечения» несут сотрудники  социальных служб, это должно быть специальным образом регламентировано на основании  действующего законодательства, доказательствах эффективности и безопасности такой деятельности. Функциональные обязанности социального работника — «специалиста по сопровождению» могут варьировать, но, скорее всего, они должны включать следующее:
• оценка потребности в конкретном медикаментозном лечении для конкретного пациента

  • оказание помощи людям в принятии медикаментов, в том числе тех, которые надо принимать «при необходимости», «по времени» и безрецептурных препаратов
  • совместная работа с сотрудниками системы здравоохранения и социальной помощи
  • обмен информацией о медикаментозном лечении пациента
  • обеспечение того, что записи о медикаментозном лечении пациента были правильными и регулярно обновлялись
  • решение проблем, связанных с безопасностью медикаментозного лечения,
  • заказ и доставка лекарств
  • транспортировка, хранение и утилизация лекарств
  • обучение персонала вопросам, связанным с медикаментозным обеспечением, и оценка компетентности

Помощь пациенту в приеме медикаментов может включать

а) помощь пациенту в том случае, когда он может  самостоятельно принимать лекарства (самоуправление) Рекомендации по самоуправлению см. по ссылке

б) помощь  пациенту в том случае, когда он не может  принимать лекарства самостоятельно (администрирование), т.е. у пациента могут быть когнитивные нарушения или он не может это делать физически и ему необходимо  давать необходимые лекарства.

В случае администрирования медикаментозной терапии социальнымслужбам поддержки рекомендуется  выполнять 6 правил (R) администрирования

  • правильный человек
  • правильное лекарство
  • правильный маршрут
  • правильная доза
  • нужное время
  • право человека на снижение/ отмену

Социальный работник должен иметь четкие инструкции:

  • что делать, если пациент ел или спал в тот период, когда необходимо было принимать медикаментозное лечение
  • что делать, если пациент будет уезжать на короткое время
  • как правильно применять пластыри, кремы, ингаляторы, глазные капли и т.д.
  • как обеспечивать прием препаратов по времени, когда это требуется или по «мере необходимости»
  • что делать, если у человека снижаются или изменяются умственные способности.

Социальные работники должны обеспечивать только ту медикаментозную  поддержку, которая была согласована и задокументирована в плане ухода.

Врачи и фармацевты  должны предоставить социальному работнику четкие письменные указания о том, как следует принимать или давать предписанные лекарства, в том числе:

  • информацию о том для чего необходимо конкретное лекарство,
  • какие препараты необходимо принимать в определенное время
  • какую именно дозу следует принимать и в какое именно время

При назначении  лекарств «когда требуется» (например, нитроглицерин), необходимо дать четкие инструкции:

  • для чего такое лекарство
  • какую дозу следует принимать (избегая изменений назначенной дозы, если только сам пациент или член семьи или опекун не  попросят об этом социального работника/специалиста по уходу)
  • о минимальном времени междуприемом очередной дозы препарата
  • максимально необходимом и допустимом количестве дозв течение 24 часов.

Социальные работники (специалисты по сопровождению) должны регистрировать любую дополнительную информацию, чтобы помочь в организации лечения.

Социальный работник (специалист по сопровождению) может допускаться до «поддержания  медикаментозного лечения», только если:

  • он прошел соответствующее обучение и аттестован как компетентный  сотрудник для  «поддержания  медикаментозного лечения» (см. по ссылке)
  • соблюдены 6 (R) администрирования
  • у него есть на это разрешение и четкие инструкции как и в какой дозе давать препараты

«Специалист по медикаментозному сопровождению» должен уточнять у пациента

  • не принимал ли он уже  необходимые лекарства, прежде чем побуждать пациента принять препарат(ы), и проверить письменные записи, чтобы убедиться, что лекарственный препарат(ы) еще не принимался.
  • готов ли он принять препарат, прежде чем вынимать его из упаковки, если только это не согласовано и не записано в плане ухода

В случае «администрирования» лечения  «специалист по медикаментозному сопровождению» должен давать лекарства непосредственно из контейнера (упаковки), не оставляя лишние  дозы препарата в доступном для пациента месте, если только это не согласовано с  пациентом после оценки рисков не прописано в плане («договоре») ухода.

В тех случаях, когда пациент отказывается принимать назначенные лекарства, «специалист по медикаментозному сопровождению» прежде чем предлагать его снова, должны  выдержать некоторое время, спросить  пациента о причинах, которые заставляют пациента  отказаться от лечения.

Специалисты по сопровождению из системы  социального обеспечения должны обеспечить приоритет посещения врача к пациентам, нуждающимся в постоянном приеме препаратов, которые необходимо принимать по времени.

С полным текстом рекомендации можно ознакомиться на сайте по ссылке.

Материал подготовлен д.м.н., проф. Самородской И.В.

Добавить комментарий